8 (800) 500-14-14 С 8 до 20, без выходных
8 (800) 500-14-14 С 8 до 20, без выходных

Формы речевых нарушений при ДЦП

Детский церебральный паралич – это патология, при которой наблюдаются типичные расстройства двигательной сферы, а также задержка психоречевого развития. Их степень устанавливают в процессе обследования ребенка с ДЦП. Данные особенности развития обусловлены наличием повреждения локальных структур коры головного мозга, они могут иметь разную степень и локацию.

Диагностика речи с ДЦП позволяет зафиксировать речевые нарушения у детей с этим заболеванием в 80% случаев. Кроме того, значение имеет наличие моторных дисфункций в периферическом артикуляционном аппарате. Дело в том, что в случае наличия этого диагноза у детей наблюдается очень медленный процесс пополнения словарного запаса. Также наблюдаются проблемы с дикцией, разобрать отдельные слова просто невозможно. Наиболее часто, по мнению отечественных и иностранных исследователей, при детском церебральном параличе основным речевым нарушением является дизартрия.

Подпишитесь на нашу рассылку

Чтобы быть в курсе наших последних новостей, получать рекомендации и информацию о полезных статьях

Что такое дизартрии при ДЦП

Дизартрия развивается практически во всех случаях, когда имеется диагноз ДЦП. Это расстройство речи, которое проявляется в затруднительном произношении или искажении некоторых звуков. В своей практике логопеды используют и другие варианты заключений:

  • нартрия. Чаще всего это полное отсутствие речи. Ребенок не в состоянии произносить звуки. При этом присутствуют ярко выраженные центральные речедвигательные синдромы;
  • алалия. Речь отсутствует или просто не развита. Причиной может служить органическое поражение речевой зоны в коре головного мозга еще на этапе внутриутробного развития, или на этапе раннего развития ребенка;
  • дизартрия. Форма речевой патологии при ДЦП является нарушением в произношении. Основным признаком является недостаточность иннервации речевой мускулатуры;
  • дислексия или дисграфия. В первом случае это нарушение письменной речи, а во втором недостаточное развитие устной.

Согласно исследованиям, около 75% детей с ДЦП имеет дефекты произношения. В 95% случаев эти нарушения связаны с различными формами и степенями дизартрических расстройств. При таком диагнозе особенностью нарушений звукопроизношения является увеличение мышечного тонуса в артикуляционных мышцах и усиление дизартрических нарушений при любых активных движениях речевого аппарата.

Коррекция нарушений речи при ДЦП

Звукопроизношение у детей с ДЦП страдает практически всегда, но в случае ответственного подхода к состоянию ребенка его можно скорректировать и значительно улучшить. Для достижения поставленной цели необходима согласованная деятельность психоневролога, невропатолога, психолога, логопеда, педагога. Во многом ответственность ложится и на родителей.

В качестве медикаментозной терапии используют ноотропы, нейролептики. Таким образом удается достичь выраженного результата в сочетании с психосоматической коррекцией и семейной психотерапией. Однако начинать работу всегда стоит с обследования ребенка с ДЦП.

Еще больше интересного в наших статьях: